|
|
СИСТЕМЫ ПОДОГРЕВА ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА АВТОМАТИЧЕСКИЕ
|
Системы подогрева дизельного топлива автоматические (СПА) предназначены для комплексного решения задачи подогрева дизельного топлива с использованием рассмотренных выше отдельных подогревателей, объединенных в единую систему, управляемую автономным электронным блоком. СПА осуществляют предпусковой и маршевый подогрев топлива без участия водителя, чем существенно упрощают эксплуатацию автомобиля с дизельным двигателем в зимний период. Помимо подогревателей СПА включают датчик температуры топлива (Д1) и блок управления (БУ1), устанавливаемые в моторном отсеке, а также пульт управления (ПУ1), устанавливаемый в кабине автомобиля. Для автоматического управления жидкостным подогревом топлива в подогреваемых топливозаборниках СПА комплектуются трехходовым электромагнитным краном (КР1).
Блок управления СПА имеет напряжение питания 12 В для СПА-101 и 24 В для СПА-201. БУ1 подключается непосредственно к аккумулятору автомобиля (электропитание) и ключу зажигания (включение). Пульт управления СПА имеет переключатель режимов работы для автоматического управления подогревом и ручного управления - включения и выключения вручную каждого подогревателя.
Система подогрева топлива обеспечивает:
Автоматическое включение подогрева при понижении температуры топлива ниже предельной температуры по-догрева;
Автоматическое выключение подогрева при повышении температуры топлива выше предельной температуры по-догрева;
Оперативное управление подогревателями по заданной про-грамме с изменением времени и режима подогрева в зависимости от температуры топлива;
Отключение подогрева при падении напряжения бортовой сети автомобиля ниже порогового уровня, при выходе из строя подогревателей, при коротком замыкании.
В режиме автоматического управления БУ1 включается при повороте ключа зажигания в первое рабочее положение. В начальный момент с помощью датчика температуры Д1 определяется текущая температура топлива в заданной точке топливопровода (обычно, перед фильтром тонкой очистки, на входе в проточный подогреватель, или перед фильтром-сепаратором). При пуске двигателя после продолжительного перерыва данная температура идентифицируется БУ1, как температура холодного двигателя или, как температура окружающей среды при запуске двигателя. Далее, в зависимости от значения температуры топлива и конфигурации СПА, БУ1 рассчитывает необходимый алгоритм предпускового подогрева и по заданной в СПА программе начинает его выполнять. На ПУ1 в это время подсвечиваются обозначения включенных подогревателей. После выполнения предпускового подогрева на пульте управления появляется сигнал на запуск двигателя. Если по значению температуры топлива с Д1 предпусковой подогрев не требуется, то ПУ1 сразу выдает сигнал на запуск двигателя. В режиме маршевого подогрева БУ1 постоянно контролирует температуру топлива с датчика Д1 и согласно конфигурации СПА включает электрический или совместный электрический и жидкостной подогрев, когда температура становится ниже предельной температуры подогрева, составляющей, обычно, плюс (5±3)°С. Подогрев автоматически отключается, когда температура топлива в магистрали становится выше предельной температуры подогрева.
Основные технические характеристики систем подогрева дизельного топлива автоматических
НОМАКОН™ СПА-101 12В, СПА-201 24В |
Наименование |
Модель, модификация |
СПА-101 |
СПА-101 |
Напряжение питания постоянного тока, В |
12 |
24 |
Максимальная потребляемая электрическая мощность, Вт, в автоматическом режиме управления |
300 |
425 |
Максимальная потребляемая электрическая мощность, Вт, в ручном режиме управления |
575 |
825 |
Число каналов подключения подогревателей / каналов дополнительных устройств управления |
4 / 1 |
Максимальная электрическая мощность, Вт, по каналам, обозначение
1 (ПБ) – подогреватель фильтра тонкой очистки топлива ПБ-101, ЭНГЛ-1
2 (ПП) – подогреватель проточный ПП-101 (102), ЭНГЛ-1
3 (ПФ) – подогреватель фильтра-сепаратора ПС-101, ПС-201 ЭНГЛ-1
4 (НЭ) – насадка топливозаборника подогреваемая НТП-101 (102), НТП-201 (202), электрический нагреватель топливозаборника
5 (КР) – электромагнитный клапан управления жидкостным подогревом топливозаборника
|
150
250
250
150
25
|
250
400
400
150
25
|
Диапазон рабочих температур при эксплуатации, климатическое исполнение |
От -40°С до +45°С, ХЛ2 |
Управление подогревом |
Автоматическое, ручное |
Режим работы |
1ExibIIT3 |
Управление подогревом |
Непрерывный от аккумулятора автомобиля |
Примеры работы СПА в автоматическом режиме.
Пример 3. При запуске дизельного двигателя с конфигурацией СПА, представленной в примере 1 раздела «Указания по применению», температура топлива с датчика Д1 составила -15°С. Для данного случая в режиме предпускового подогрева БУ1 одновременно включает подогреватель фильтра тонкой очистки ПБ-101 на расчетное время 5 мин и электрический нагреватель насадки топливозаборника НТП-101 на 3,5 мин. Далее в режиме маршевого подогрева в зависимости от того, будет ли текущая температура топлива ниже или выше предельной температуры подогрева, автоматически включается и выключается подогреватель проточный ПП-101.
Пример 4. При запуске дизельного двигателя с конфигурацией СПА, представленной в примере 2 раздела «Указания по применению», температура топлива с датчика Д1 составила -30°С. Так, как суммарная потребляемая электрическая мощность подогревателей для предпускового подогрева, равная 390 Вт, выше допускаемой нормы энергопотребления, равной 350 Вт, то БУ1 сначала включает подогрев фильтра тонкой очистки с двумя установленными последовательно ПБ-101 24В (240 Вт) на расчетное время 7,5 мин, а затем, после отключения ПБ-101, включает электрический нагреватель подогреваемого топливозаборника ТП-301/520 24В (150 Вт) на 4 мин. Далее в режиме маршевого подогрева при температуре топлива ниже предельной температуры подогрева БУ1 включает подогреватель проточный ПП-102 и одновременно переводит кран КР1 из положения 0 в положение 1 подачи горячей охлаждающей жидкости из отопителя кабины в жидкостной подогреватель топливозаборника.
Совместный электро- и жидкостной подогрев продолжается до превышения предельной температуры подогрева топлива. Далее БУ1 отключает электрический подогрев и контролирует жидкостной подогрев по верхней и нижней контрольным температурам топлива. Верхняя контрольная температура составляет +(24±3) °С и является верхней допустимой температурой топлива для оптимальной работы насосов низкого и высокого давления топливной системы дизеля. Нижняя контрольная температура в данном случае равняется предельной температуре подогрева.
При превышении верхней контрольной температуры БУ1 отключает жидкостной подогрев, переведя кран КР1 в исходное положение 0. Если с течением времени температура топлива опять станет ниже предельной температуры подогрева, то БУ1 опять включит одновременно электро- и жидкостной подогрев и цикл маршевого подогрева повторится.
В комплект поставки входят:
Комплект СПА (блок управления, пульт управления, датчик температуры топлива, кран электро-магнитный – по заказу, элементы крепления) в упаковке, электромонтажный комплект для подключения к бортовой электросети автомобиля, паспорт, инструкция по монтажу и эксплуатации.
Обозначение при заказе:
Система подогрева автоматическая
НОМАКОН™ СПА-101-КЛ1 12В, или СПА-201 24В,
где СПА-1 – обозначение модели;
01 – номер модификации;
- КР1 – наличие в комплекте электромагнитного крана для управления жидкостным подогревом топливозаборника;
24В – напряжение питания бортовой сети автомобиля, В |
|